Завод в годы войны

Завод в годы войны
Первичная профсоюзная общественная организация АО "Смоленский авиационный завод"
214000, Россия, Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74
+7 (4812) 27-05-57
21.04.2015

 

Война... Это слово молнией пронеслось над страной в июньский день сорок первого года. С ненавистью и гневом к фашистским захватчикам встретили работники завода, как и все в Советском Союзе, эту весть. Коллектив предприятия в ответ на бандитское нападение врага единодушно решил работать еще лучше, давать стране столько продукции, сколько потребуется.

В эти дни рабочие завода показали свою самоотверженность, сплоченность. Фронт приближался к городу, и во весь рост встала проблема эвакуации завода в тыл.                                                                                

Уже с 23 июня немецкая авиация непрерывно бомбила город, завод, железнодорожный узел. Варварские налеты уносили сотни жизней, еще больше было раненых.

На совещании у директора завода всем начальникам цехов была дана команда: срочно подготовить списки квалифицированных рабочих по цехам и планы эвакуации оборудования, инструмента и задела. В цехах было введено дежурство инженерно-технических работников. В ночь на 26 июня директор собрал у себя в кабинете дежурных и приказал немедленно начать и как можно быстрее снять все оборудование и станки в цехах, а оснастку, которую нельзя увезти, - разбить так, чтобы немцы не смогли ее восстановить.

Начальник 1-го отдела Е.С.Бровкина оперативно подготовила к отправке в тыл всю секретную документацию. Впоследствии копии некоторых актов, протоколов и расписок поступили в фонды заводского музея. Сюда же она передала свой довоенный пропуск.

Люди работали быстро, слаженно. Передвигали такие тяжести, что можно было только удивляться. Но известно, что в ситуациях, когда приходится преодолевать большие трудности, у человека проявляются невиданные, скрытые ранее запасы энергии.

Все, что с такой любовью и колоссальным трудом создавалось годами, в течение двух суток было демонтировано и вывезено в Красный Бор.

В ночь с 28 на 29 июня первый эшелон с людьми и оборудованием кружным путем отправился из Красного Бора в глубокий тыл. Никто из рабочих не знал куда. Как оказалось - в город Куйбышев на Волге (ныне Самара).

Для проведения работ по демонтажу оставшегося после эвакуации оборудования (дизелей, котлов) и для уничтожения корпусов (было дано задание их поджечь, поскольку не было взрывчатки) остались Т.Н.Железнов, П.С.Городецкий, С.М.Синичкин, С.Т.Романов и ряд других работников. Дизели и котлы частично демонтировали, но транспорта для вывозки их не смогли достать.

К цехам стали развозить бензин, но поджигать их уже не имело смысла: некоторые корпуса после бомбежек были разрушены, другие сами сгорели.

Оставленная для выполнения специального задания группа людей последней покинула завод и направилась через Ярцево -Вязьму в Куйбышев.

Несмотря на вынужденную поспешность, к 8 июля было эвакуировано движимых средств завода на сумму 4 млн.264 тыс.508 рублей и почти на 3 млн. рублей имущества передано Управлению НКВД города Куйбышева.     На строительную площадку завода №122 в Куйбышеве прибыло три эшелона с оборудованием и людьми нашего завода №35. Все привезенное оборудование и материальные ценности были размещены во временных складах, построенных самими же прибывшими.

7 июля 1941 года первая часть работников смоленского предприятия была зачислена в штат завода №122. «Приехали мы в чистое поле, - вспоминал Е.Г.Точилов, - и начали строить цеха заново. Я по-прежнему занимался автоделом, ведь без транспорта завод - не завод. Всюду требовались машины, мы собирали их, ремонтировали сутками без отдыха. А бывало и так: день занимаешься ремонтом, а вечером спешишь на стройку».

Смоляне приступили к освоению новых площадей. В одном корпусе силами работников бывшего моторного цеха под руководством Э.Р.Расса была оборудована механическая мастерская, которая затем превратилась в мощный цех оснастки. Расстановка оборудования производилась безо всякой планировки. Ряды и контуры станков рисовались прямо на полу. Инженер Г.М.Зазнов как специалист делал корректировку и давал указания по монтажу всех коммуникаций.

В этот период конкретного задания по выпуску продукции еще не было. Когда в октябре 1941 года на строительную площадку прибыл завод №1 имени Сталина из Москвы, наши рабочие влились в коллектив этого крупнейшего предприятия. Как вспоминал Н.И.Иткинд, «наши рабочие, ИТР, разбросанные по всем цехам огромного завода, начали сразу же пользоваться особым уважением и авторитетом, завоеванным не только своей квалификацией, но и дисциплиной, трудолюбием, разносторонними знаниями и навыками».

С прибытием завода №1 стали готовиться к выпуску МИГов. Но 29 декабря 1941 года пришла телеграмма Верховного Главнокомандующего: «Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб... Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю последний раз. Сталин». Эти слова появились в цехах завода, начертанные как лозунги и призывающие работать не покладая рук.

Из цехов объединенного завода начали выходить вначале одноместные Илы, а затем был налажен выпуск двухместных - созданных в целях защиты летчика с помощью стрелка-пулеметчика, прикрывающего хвост самолета. Эти грозные машины наши летчики называли «летающим танком», а фашисты - «черной смертью».

Все военные месяцы и годы самоотверженно трудились на заводе в Куйбышеве наши стахановцы: Николай Налетко, Сергей Глущенков, Дмитрий Плещук, Тарас Гапанюк, Терентий Железнов, Яков Князев и другие.

12 сентября 1942 года заводу было впервые вручено Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, позже переданное ему на вечное хранение. Так был оценен труд и наших, смоленских, самолетостроителей.

Они заслужили награду самоотверженной работой в Куйбышеве. Все потом вернулись в Смоленск

В Куйбышеве многие смоляне были выдвинуты на должности начальников цехов, назначены старшими мастерами, бригадирами. Т.Е.Чернов в течение длительного времени был помощником директора завода, председателем профсоюзного комитета. Бывший технолог А.Я.Леньков стал начальником цеха, а в послевоенные годы, с 1961 по 1980, был директором завода «Прогресс» (образовавшегося в Куйбышеве после возвращения прежнего завода №1 в Москву). От начальника цеха до главного металлурга - таков рабочий путь В.И.Ковалева.

 А братья Анисимовы, в прошлом токари, оба стали начальниками цехов. Был мастером, стал тоже начальником цеха Д.К.Плещук.

Когда в сентябре 1943 года был освобожден Смоленск, на заводе в Куйбышеве состоялся митинг и был выпущен специальный номер заводской многотиражки. Смоляне стремились вернуться в родной город для восстановления своего разрушенного завода. Но в связи с тем, что завод №1 напряженно работал для фронта, уехать из Куйбышева удалось немногим, и, то лишь с разрешения по вызову из Смоленска.

Почти с самого начала войны работала в авиационной действующей части, ремонтируя самолеты в полевых условиях, бригада Т.И.Григорьева. Два года и четыре месяца, несмотря на недостаточность нужного оборудования, производили они сложный восстановительный ремонт. Н.Ф.Голубев, В.Д.Зайцев, И.И.Тимошенков, П.И.Григорьев, М.М.Кошенков и другие во главе со своим бригадиром «подняли в непосредственной близости от линии фронта 13 самолетов, поломанных при вынужденных посадках» (так отмечал в отзыве об их работе командир войсковой части генерал-майор авиации П.П.Глущенко).

Каждый из членов бригады был награжден медалью «За боевые заслуги», а Т.И.Григорьев - медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны IIстепени.

В марте 1944 года бригада в полном составе прибыла в Смоленск на восстановление завода. Судьбы довоенных работников предприятия в годы Великой Отечественной сложились по-разному. После Победы некоторые вернулись в Смоленск на свой завод. Позже приехали сюда те, кто был призван в действующую армию из других мест. Многие фронтовики проработали потом здесь еще долгие годы.

Из истории завода

Назад