Спортивная жизнь завода

Cмоленские авиамоделисты – лучшие  в  России!

Одному  из  самых зрелищных и популярных  видов технического  спорта – авиамоделизму – уже  более  100 лет.  14 апреля 1910 года   в  Московском  манеже  после  окончания  обычных  конноспортивных  соревнований  и  раздачи  призов  публику  ждал  сюрприз :  показ  в  действии  летательных  моделей. И хотя зрелище оказалось  непродолжительным,  оно  оставило  неизгладимое  впечатление.

Плавные  и  устойчивые  полеты  миниатюрных  планеров  вызвали искреннее  восхищение  собравшихся.  Приз  победителю  соревнований вручил  председатель  жюри – профессор  Московского  высшего  технического  училища  Н.Е.Жуковский.  Будучи   организатором  этих  состязаний, Николай  Егорович  преследовал  сугубо  научную  цель – выявить летные возможности моделей  планеров  с  тем,  чтобы  в  дальнейшем использовать  их  в  опытах  по  аэродинамике.

За  прошедшие  более  100 лет  в  авиамоделизме  образовалось  множество  классов,  однако все  их  можно  сгруппировать  в  три  достаточно большие   группы :   свободнолетающие , кордовые  и  радиоуправляемые модели.

Свободнолетающими  модели  называются  потому, что вмешательство  спортсмена  в  их  полет  невозможно  и  любые  регулировки   или настройки  модели  завершаются  в  момент  запуска.  Среди  свободно летающих  есть  безмоторные  планеры, аппараты с простейшим  двигателем – закрученной  резинкой, и  модели  с  миниатюрным  двигателем внутреннего  сгорания. Моторы  на  таких  моделях  работают  всего лишь несколько  секунд,  забрасывая  в  это  время  легкокрылые  конструкции подчас  на  сотни  метров  вверх,  а потом  они совершают  планирующий спуск.     Выключают    двигатели  и  переводят    рули  на   планирование специальные  часовые  механизмы – таймеры,   поэтому   такие   модели самолетов  еще  называют таймерными.

Модели, которыми  спортсмен  управляет  с  помощью  проволочных нитей (корда),  называют  кордовыми.  Летают  они  по кругу  диаметром около 40 м.  Причем  «пилот»  стоит  в его центре, держит  ручку  управ ления.  Точно  так же,  как   летчик  на  настоящем   самолете,  моделист тянет  ручку  на  себя – руль высоты отклоняется, и  аппарат  послушно летит  вверх.  Ручка  отклонена  от  себя – и модель  снижается.  Такие модели  очень  нравятся  ребятам.

В  отряде  кордовых  моделей  много  различных  классов.  Это  и  пилотажные -  они  способны  продемонстрировать почти весь  комплекс  фигур высшего  пилотажа.  Есть  среди  них  и  скоростные – их  конструкция и двигатели  позволяют  развить  скорость  около  300 км в час!  Это  и моде ли-копии, миниатюрные  подобия  настоящих  самолетов.

Особый  класс  моделей  составляют  гоночные, конструкция  которых сочетает  экономичность, удобство  обслуживания, надежность  запуска двигателя  и  высокие  летные  качества.  На  одном  кордодроме  соревну ются  сразу  три  экипажа  с  тремя  гоночными  моделями. 

Большое  распространение  получили  модели, которыми  управляют  дистанционно  и без  проводов. Делают  это  с помощью  комплекта  радиоаппаратуры – передатчика, находящегося  в  руках  спортсмена-оператора, и  приемника  с  рулевыми механизмами, смонтированного на  борту  модели. Существует   несколько классов  радиоуправляемых  моделей – как  безмоторных, так и с электродвигателями  или  двигателями  внутреннего  сгорания.  И  те   и   другие, пожалуй, самые  сложные  авиамодели.  Их, скорее всего, можно  назвать  миниатюрными   телеуправляемыми   летательными   аппаратами,  вобравшимми  в  себя  многие  достижения  современной  аэродинамики, технологий  производства, микроэлектроники.

В  отряде  радиомоделей  также  есть  несколько  классов.  Например,  радиоуправляемые  пилотажные  модели, способные  выполнять  даже  те фигуры  высшего  пилотажа, которые  невозможно  сделать  на  настоящем акробатическом  спортивном  самолете ;  модели-копии, скрупулезно  повторяющие  не  только  внешний  облик  самолета-прототипа, но и  особенности его  конструкции,  подробности  оформления  кабины.  Кроме  того,  существует  интереснейший  класс  безмоторных  радиомоделей – это  так  называемые  кроссовые  планеры:  управляемые  спортсменами, они  выполняют три  упражнения – на  высшую  скорость, наибольшую  дальность  и  наибольшую  продолжительность  полета.

За  столетие  летательные  модели  существенно  совершенствовались.  Технический  прогресс  поднял  авиамоделизм  на  грандиозную  высоту. Но  даже  на  этом  уровне  нет  предела  для  развития,  соревнования  разработчиков  чудо-техники  и  спортсменов, управляющих  летательными аппаратами.

Естественно, что  соревнуются  не только  спортсмены, но и предпри-  ятия  авиационной  промышленности.  Над   разработкой  и  изготовлением  моделей  работают  большие  творческие  коллективы, целые  цеха  и  даже  заводы.  Их успехи свидетельствуют  об уровне  технической  оснащенности  производств, об  интеллектуальном  потенциале   предприятий.   Поэтому  чемпионаты  по  авиамодельному  спорту  стали  объединяющими  стартами  для  коллективов  предприятий  авиационной  промышленности, расположенных  на  территории  бывшего  СССР,  и одновременно  рейтинговыми соревнованиями, определяющими уровень  развития  того или  иного завода.

В августе прошлого года в  подмосковном  городе  Жуковский  на  базе  Центрального   аэрогидродинамического   института   прошел  52-й чемпионат  предприятий  авиационной  промышленности  стран  СНГ  по  авиамодельному  спорту.   В  нем  приняли  участие   команды  из   Киева,  Харькова,  Смоленска,   Москвы,  Жуковского,  Запорожья,  Курска,  Уфы,  Новосибирска, Подольска, Славянска (Донецкая область). Чемпионат  проходил  по  двенадцати  классам  авиамоделей.  Спортсмены  Смоленского авиационного  завода  выступали  в  семи  классах, при этом  в  трех  из них – двумя  участниками, что  допускается  положением  о  чемпионате.

В  итоге посланцы Смоленска завоевали несколько призовых мест.  В  классе   кроссовых   радиопланеров  F- 3 В   среди  лучших   стал В.Н.Горбатенко, в  классе  резиномоторных  моделей F- 2В – Ю.В.Евдокимов,  в  классе  кордовых  скоростных  моделей  F- 2А -  Я.М.Спирин  и  кордовых гоночных  моделей  F-2С  -  экипаж  в  составе  пилота  М.В.Галко  и  механика  О.Д.Загороднова.

В смоленскую команду вошли спортсмены  в  возрасте от 24 до 61 года, что  говорит  о  сплаве  опыта  и  молодости.  Все  имеют  квалификацию не  ниже  кандидатов  в  мастера  спорта.

В  общекомандном  зачете  смоляне  завоевали третье место. Они стали лучшими среди  российских  команд, причем, команда Смоленского  авиационного  завода  седьмой  год  подряд  становится  призером  чемпионата  среди  предприятий  авиационной  промышленности  стран  СНГ.

А.А.Гонжуров