Смоленский АЭРОКЛУБ: 85 лет со дня образования

Смоленский АЭРОКЛУБ: 85 лет со дня образования
Первичная профсоюзная общественная организация АО "Смоленский авиационный завод"
214000, Россия, Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74
+7 (4812) 27-05-57
24.08.2020

Смоленский  аэроклуб:

85 лет со дня образования

 

Официальным днём основания Смоленского межрайонного аэроклуба считается 12 июля 1935 г., когда на авиационном празднике в Смоленске на гражданском аэродроме (Южный) латышские трудящиеся, и колхозники Екимовичского и Кармановского районов передали аэроклубу три учебных самолёта У-2 с надписями на борту: «Латышский стрелок», «Екимовичский колхозник» и «Кармановский колхозник».

1986g_nach-ask-galickij-i

15 мая 1932 г. началось строительство Смоленского аэропорта (Южный), с которого 15 мая 1936 г. начали летать гражданские самолёты. Он стал и базой для аэроклуба. 04.09.1934 года возведена в ПКиО (Лопатинский) парашютная вышка. В 26 авиамодельных кружках города обучалось 750 учеников, в области в 72 кружках – около 4000 моделистов. Два десятка воспитанников авиационно-спортивного клуба ДОСААФ (АСК) – Герои Советского Союза. Аэроклуб возобновил работу в 1949 г. В 1966 г. начальником АСК являлся лётчик-инструктор Еленская Мария Наумовна, будущий командир АН-2 в аэропорту. В АСК занималось 25 курсантов-планеристов, в клубе имелось три самолёта ЯК-12м, четыре двухместных планера «Бланик», два планера КАИ-12, две лебёдки «Геркулес-3» (для затягивания планеров), двадцать парашютов. В сентябре 1966 г. прошли уже третьи областные соревнования по планерному спорту с участием 14 спортсменов. Чемпионом области стал инструктор-лётчик-планерист В.И. Галицкий, показавший время 5 час. 23 мин при полёте по треугольному маршруту. В 1967 г. начальником АСК становится Галицкий Василий Иванович, в группу набралось 20 новичков-планеристов, в клубе имелось три ЯК-12м, семь «Блаников», пять КАИ-12, три лебёдки «Геркулес-3». В 1968 г. в клубе – уже 40 планеристов (из них 14 новичков получили 3 разряд), три ЯК-12м, четыре «Бланика», два КАИ-12, две «Геркулес-3», 30 парашютов. В 1973 г. начали набирать пилотов-спорт-сменов на самолёт ЯК-12М. Под руководством командира самолётного звена Купцова Владимира Леонидовича, недавние лётчики-спортсмены Грищенко В.Б., Кузьменков В.В. и чуть позже Барченков В.Н., становились инструкторами. Кстати, Купцов В.Л. ранее был инструктором будущего космонавта №3 А.Г. Николаева, когда они оба служили в 401-м истребительном авиационном полку на аэродроме Северный. Барченков Виктор Николаевич прошёл путь от спортсмена до инструктора, заместителя по лётной подготовке и до лётчика-испытателя СмАЗ.

1979g_hlamovo_1-letnaya-g

Теорию курсанты изучали в здании автотранспортного техникума (на ул. Гарабурды), пока в 1981 г. благодаря А.И. Покрышкину не построили Дом ДОСААФ. Летом и зимой летали на аэродроме Хламово.  Все беззаветно преданные небу. Эту любовь многие пронесли через десятилетия: Терещук Нина Степановна – инженер СмАЗ, Ибрев Анатолий Анатольевич – рабочий – золотые руки СмАЗ, инженер аэроклуба Сергей Анатольевич Мандрусов – мастер спорта, ветеран НПО «Энергия». Парашютное звено осваивало новые виды парашютов, много и успешно выступали на соревнованиях, были подготовлены десятки мастеров спорта и мастеров международного класса и чемпионка мира Елена Виноградова. Общность интересов приводила к образованию семейных пар лётчиков и парашютистов.

1975g_instruktory-kuzmenk

В последние годы ситуация для клуба складывалась не лучшим образом. Снижение финансирования, коммерциализация – не шли на пользу, клуб стал чахнуть, техника изнашиваться, а возможность её ремонтирования отсутстввала. Только состоятельные энтузиасты могли летать. Выдающийся пилот-энтузиаст Андреенков Александр все свои средства вкладывал в любимое дело, в покупку самолётов, в их обеспечение, в собственное обучение. Он великолепно летал на многих самолётах, делал пилотаж, как говорят, на грани возможного, успешно участвовал во многих соревнованиях. Выступая на очередных отборочных соревнованиях 02.06.2013 г. стал чемпионом Москвы в свои 44 года, но…. потом показательный полёт чемпиона в тот же день стал его последним.

1978g_ibrev vinogradova-elena-ivanovn

С годами полёты сворачивались, нет техники. Немного пытались прыгать парашютисты, даже создавали свои коммерческие клубы, но это тяжёлая ноша. Чтобы подняться для прыжка, нужно «плотно накормить» 1000-сильный двигатель АН-2 бензином, купить или арендовать парашют и другое снаряжение, оплачивать работу пилота и техника, стоянку самолёта, налоги на землю, на самолёт, да ещё обеспечивать текущий плановый ремонт.

25 декабря 2018 г. все сотрудники Смоленского аэроклуба ДОСААФ получили уведомление о сокращении с 1 апреля 2019 г. Решением неких начальников клуб «законсервирован». Какова далее будет история Смоленского аэроклуба не известно. Дела обстоят так, что авиатехники нет, взлётная полоса давно уже не содержится должным образом, вблизи строятся новые дома. Немногочисленные энтузиасты-летуны пытаются находить пути, чтобы полетать на том, что доступно. Тот, кто уже влюбился в небо, кто почувствовал это счастье, будет изо всех сил стремиться вверх.

sovremennyj-sostav-aerokl

Ну а молодые, кому нравится авиация, кто выбирает жизненный путь, лишены тех возможностей, что были у предыдущих поколений, и это неправильно.

А.А. Ибрев

 

Назад