Юбилей кузницы

Юбилей кузницы
Первичная профсоюзная общественная организация АО "Смоленский авиационный завод"
214000, Россия, Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74
+7 (4812) 27-05-57
28.06.2016

 В 1974 году были начаты работы по подго- товке производства к выпуску пассажирского самолета ЯК-42. Тех площадей, на которых, тогда еще в составе 7-го литейного цеха, находился кузнечно-штамповый участок, для изготовления большой номенклатуры поковок и штамповок было явно недостаточно. И оборудование было маломощным для крупногабаритных заготовок. Срочно требовалось строительство нового корпуса с мощным оборудованием и создание отдельного производственного подразделения в структуре завода – кузницы. Так, 3 июня, директором Серых Л.А. в целях наращивания производственных мощностей металлургического производства и повышения оперативностей в работе был подписан приказ о создании на площадях строящегося на промышленной площадке № 2 корпуса № 53 – кузнечного цеха № 27. Начальником был назначен Макаров Владимир Михайлович. Пока строился корпус, кузница находилась все еще на территории литейного цеха и работала как и прежде. Но уже к средине 1977 года строительство и отделка подошли к концу, завершался монтаж основного оборудования, работники нача- ли потихоньку перебираться в новый корпус. Первыми новоселами стали в цехе рабочие участка оснащения под руководством опытного мастера Андреенкова Виктора Алексеевича. Потом постепенно начали перебираться кузнецы, штамповщики, ИТР, вспомогательные рабочие и обслуживающий персонал. Работа на заводе шла своим чередом и скидки по выполнению плана в связи с организацией производства и переселением в новую кузницу, цеху № 27 не делалось. Пока шел монтаж, налад- ка и освоение нового современного оборудования план выжимали на старом, допотопном. Корпус был огромный, светлый, просторный, построенный по последнему слову техники и тре- бований промышленной санитарии тех времен. Построены комнаты для переодевания, душевые, красный уголок, светлые кабинеты. На момент образования новой кузницы в цехе насчитывалось около 70-ти человек. В основном это был участок оснащения и была задействована небольшая часть кузнечного оборудования. Нужны были рабочие узкопрофильной специальности. На участок оснастки часть людей перешла из цеха № 25 уже высококвалифицированными специалистами. Цех развивался и прирастал новыми кадрами. Создавались новые службы. Большой парк оборудования требовал загрузки и прилив свежих сил в цех. С улицы приходили молодые рабочие, которые обучались у старых и опытных мастеров. В середине 80-х годов цех достиг своей максимальной мощности и его численность составляла уже 190 человек. Это было крепкое звено в технологической цепи завода. К тому времени в цехе организовались новые участки: термический, травильный, пескоструйный. Участок оснастки работал на полную мощность и полностью обеспечивал цех кузнечным  инструментом, штампами, оправками для гибки и другими приспособлениями. На участке работали мастера высшего класса, такие как фрезеровщик Фисин С.С., Балин В.К., слесари-инструментальщики Чабурко П.С., Латин Б.А., молодые фрезеровщики Самусенков Н.А., Агеенков П.В. На основными рабочими в цехе были кузне- цы и штамповщики. Многие были мастера своего дела с большим стажем работ. Это кузнецы Кавунский Д.В., Владимир Ван, штамповщики – Мансуров Е.В., Лазарев В.В., Наумов А.В., Аду- евский В.Н. Цех жил и работал. В те времена выполнял план, участвовал в социалистическом соревновании, неоднократно занимал призовые места. Кузница Смоленского авиационного завода была одной из лучшей в центральном регионе Рос- сии. По своей мощности и оснащенности она тогда занимала одно из первых мест. Не только механи- ческие цеха полностью обеспечивались поковками и штамповками, но и были заказы с других регионов. Этому способствовала уникальность оборудования и сильный конструкторско-технологический отдел. Хорошо в цехе работала планово-диспетчерская служба. Жизнь в цехе текла своим чередом, работали вместе, отдыхали вместе, помогали колхозам и совхозам поднимать сельское хозяйство. Но время внесло свои коррективы в эту жизнь. В 1993 году для всего завода наступили тяжелые времена пошел спад производства и жизнь в цехе начала медленно затухать. Старейшие мастера ушли на пенсию, начался процесс сокращения, численность работающих резко упала. Людям как- то нужно было содержать семьи и многие уходили по собственному желанию, найдя другую работу. Уходили с болью в сердце за себя, за цех, за завод. Было тяжелое время, заказов на изготовление продукции не было и основная масса рабочих находилась в вынужденных отпусках. В цехе рабо- тало только 8 человек. Начало 2000-х годов для кузницы и для завода в целом было отмечено началом роста экономики. Стали периодически появляться заказы, нужно было набирать рабочих. У людей появилась надежда на будущее. Стали потихоньку возвращаться старые кадры: это кузнец Кузнецов А.В., штамповщики Адуевский В.Н., Филиппенков А.Н., контролеры Лазарева Т.В.,  Козлова Л.И., которые работают и до сих пор. Но кто-то решил, что кузница нерентабельна и приносит заводу одни убытки, неоднократно принимались попытки продать корпус № 53, а небольшую часть оборудования разместить на основной площадке завода. В результате были произведены расчеты по окупаемости и оказалось, что это удобно и выгодно, когда поковки изготавливают на своем предприятии, а не заказывают на стороне. Были приобретены для кузницы новые компрессора, начали восстанавливать оборудование, ремонтировать печи, закупили новый отрезной станок. Сам корпус кузницы тоже требовал хорошего ремонта. Крыша текла, отопления не было. В цехе зимой было очень холодно. В морозные дни порой бывало до - 12°, и это в горячем цехе, что очень пагубно сказывалось на качестве поковок, изготавливаемых из цветного материала. Рабочие работали в ватных куртках и в валенках. Со временем крышу отремонтировали, привели в порядок фасады здания, вставили окна, приобре- ли газовые обогреватели для обогрева корпуса, постепенно покрасили оборудование. Для выполнения плана нужны были люди, опытных старых кадров было немного. Ученика- ми в цех брали молодых ребят. Но так как этой уникальной профессии нигде не облучают, при- шлось и учиться и выполнять план на рабочих местах. Жизнь в цехе возрождалась. В 2012 году на завод поступил крупный заказ. Поковки, которые нужно было изготовить на это изделие, весили от 200 до 350 кг. Это было на пределе физических возможностей человека и оборудования. Но кузнецы Кузнецов А.В., Шорников А.А., Транчуков А.Е., Зубенокв С.М. с честью справились с этой работой. За последние 15 лет цех № 27, как самостоятельная структурная единица завода, перестал существовать и сейчас он уже не цех, а участок. Но для нас он неофициально – цех № 27. По всему заводу проходило укрупне- ние цехов. Нас дважды присоединяли к цеху № 15. В 2010 году кузницу опять ввели в состав цеха № 7, откуда вывели много лет назад. С 2013 года начальником участка является Адуевский Александр Николаевич. Своей продукцией – поковками и штамповками кузница полностью, качественно и в срок обеспечивает механические цеха завода. Стоит отметить и молодых рабочих: Игнатьева Д.Е., Базылева Д.В., Понасенкова И.Ю., быстро набравших опыт работы. Через руки кузнецов и штамповщиков проходит десятки тонн раскаленного металла и ребята гордятся своей уникальной профессией. Кузница – одно из старейших подразделений завода и 3-го июня 2016 года исполни- лось 40 лет со дня основания на ПП-2 кузнечно-штамповочного цеха № 27 – корпуса № 53.

Председатель цехового комитета Н.Ф. Вяткина

Назад