Дорога жизни

Дорога жизни
Первичная профсоюзная общественная организация АО "Смоленский авиационный завод"
214000, Россия, Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74
+7 (4812) 27-05-57
11.06.2020

ДОРОГА  ЖИЗНИ

 

Летом 1942 года молодая учительница Матрена Вольская спасла от смерти более 3 тысяч детей. Она вывезла их из оккупированной Смоленской области в тыл. Партизанская операция, которой она руководила, стала самой масштабной акцией по спасению детей за всю историю Великой Отечественной войны.

3-polosa_matrena-volskaya

14 августа 1942 года к перрону железнодорожного вокзала города Горького (ныне – Нижнего Новгорода) подошел необычный эшелон. Около 60 теплушек, пассажирами которых были голодные и обессиленные, но главное – живые дети, уроженцы Смоленской области, спасающиеся от немецких бомб и снарядов.

Чтобы спасти от немецкой политики порабощения населения хотя бы детей, партизанами несколько раз предпринимались попытки вывода детей мелкими группами через линию фронта, но этого было мало, требовалась масштабная операция.

23 июля 1942 года в д. Елисеевичи Духовщинского района начался двухнедельный переход «Операция – «Дети» подготовленный партизанским отрядом «Батя» и Духовщинской подпольной организацией ВКП(б). Выводить детей из оккупации поручили 23-летней разведчице Вольской Матрёне Исаевне – участнице боевых действий, награжденной орденом Боевого Красного Знамени, до войны работающей учительницей в начальной школе. Идти предстояло более 200 км по лесистой и болотистой местности, постоянно маневрируя и меняя маршруты. Матрене Вольской помогали в этом походе медсестра Екатерина Громова и учительница Варвара Полякова, а также подростки, которые были постарше и следили за малышами. Втроем молодые женщины, каждой из которых в тот момент не исполнилось и 25 лет, должны были обеспечить безопасную эвакуацию сотен детей. По дороге к колонне дополнительно присоединялись группы детей из сожжённых деревень и сёл.

В том, что операция предстоит сложнейшая, Вольская убедилась уже 23 июля, в первый день похода. Перед ней стояла тысячная толпа детей с узелками, со слезами на глазах, крепко обнимающая своих родителей. Они прощались, не зная, куда их отправляют и удастся ли им вновь увидеть свой дом…

Детей разбили на отряды по 40–50 человек. Двигались ночами по 10 км, днём прятались в лесах, Матрена Вольская уходила вперёд на 20–25 км проверять путь.

«Было всякое, в том числе и беспрерывные налёты фашистских стервятников. Но ребята уже привыкли к бомбёжке. Как только услышат команду «Воздух!», рассыпаются, как цыплята, по кусточкам, канавкам, ложбинкам!», – вспоминала Вольская. Проблемой был дефицит еды и нерегулярное снабжение. Вскоре стали есть щавель, заячью капусту, одуванчик, подорожник, всяческие ягоды. В жаркое лето немцы сбрасывали трупы в колодцы и реки – вода была отравлена. За время пути из окрестных сёл, деревень и городов к колонне присоединялись обездоленные дети. Количество подопечных Вольской выросло больше чем в два раза. 2 августа дети пришли на станцию Торопец, откуда их должны были переправить в Горький.

«Дети имеют ужасный вид, совершенно не имеют одежды и обуви, – было записано в акте приёмки. – Приняли от Вольской 3225 детей».

 

Назад