Быть авиастроителем

Быть авиастроителем

Заметки Михаила Георгиевича Абрамичева, представителя ОКБ им. А.С.Яковлева на СмАЗ, кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почёта, лауреата премии Правительства России, в недавнем прошлом – Генерального директора завода.

Первичная профсоюзная общественная организация АО "Смоленский авиационный завод"
214000, Россия, Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74
+7 (4812) 27-05-57
04.05.2014

Крылья молодых

1 апреля 1959 г.  Холодное пасмурное утро. Мокрый снег... В девять часов утра я в составе группы выпускников Куйбышевского авиационного института впервые прошёл через проходную.  Нас встретил Емельян Назарович Петров, заместитель директора по режиму и кадрам. К большому нашему удивлению встретил не как вчерашних студентов, но очень уважительно, как коллег. Емельян Назарович со словами: «Алексей Семенович уже ждёт вас» предложил пройти в кабинет директора завода А.С.Карелина. Такое отношение очень поразило и даже как-то мобилизовало, приподняло в собственных глазах:  мы только-только получили дипломы, а нас уже ждет директор завода!  Хотя и волнение тоже появилось. 

Карелин встретил нас очень приветливо. С каждым поздоровался за руку, предложил присесть. После пяти минут светского разговора (как доехали, устроились, просьбы, пожелания и т.д.),  он встал и произнёс короткую, но очень яркую речь. Смысл её был предельно понятен и прост: он очень рассчитывает на нас, в каждом видит будущих руководителей, убежден в том, что благодаря нам завод станет одним из ведущих предприятий отрасли.  Затем он сказал: «Я сам покажу вам завод, где вам предстоит работать».  И повёл по цехам – естественно, без пропусков: директора знали все без исключения.  В каждом цехе Алексей Семенович знакомил нас с начальниками, мастерами, бригадирами. Через 2,5 часа мы уже имели представление об истории завода, увидели продукцию, узнали руководителей. Нам захотелось поскорей самим окунуться в работу, занять достойное место в рядах авиастроителей.  Слова  директора о стоящих задачах приобрели совершенно особый смысл. Теперь будущее было в наших руках, и каким оно станет – зависело только от нас.  

…Прошли десятилетия. Алексей Семёнович Карелин давно ушёл в мир иной. Для меня он всегда был и остается образцом, эталоном настоящего Советского Директора. Профессионал, до мельчайших тонкостей знающий свое дело. Руководитель, обладающий незаурядным ораторским талантом,  способный не только увлечь, но и организовать тысячи людей для выполнения самой ответственной и сложной работы. Просто хороший человек… Вечная ему память!

Пора назвать имена моих однокурсников, благодаря которым наш завод, как и предвидел А.С.Карелин,  стал современным авиационным предприятием. Вот они:

Э.С.Комбай,  технолог. Организовал и возглавил ОМА. Был начальником производства, затем – Главным инженером. Лауреат Государственной премии СССР (за самолёт Як-42).

Л.А.Сусликов, технолог. Был начальником цехов 4, 5, 6, затем – заместителем директора по производству. На мой взгляд, это лучший руководитель производства в истории завода.

А.Г.Савельев, конструктор. Начальник цеха 21. Секретарь парткома предприятия, заместитель директора по кадрам. Заместитель губернатора Смоленской области.

Б.Г.Сафронов, конструктор. Начальник СКО. Заместитель  Главного инженера.

В.Г.Астанаев, конструктор. Начальник СКО.

Ю.В.Нарышкин, конструктор. Главный механик. Заместитель директора Московского завода «Вперёд».

Ф.Я.Куравский, технолог. Заместитель Главного  технолога.

А.Д.Финашин, технолог. Начальник металлургического отдела. Начальник бригады ФМКБ.

Г.П.Цешковская, конструктор, инженер ОНТИПРИ. После переезда в Москву – начальник отдела Госстандарта СССР.

А.В.Буконина (Онисимччук), Е.В.Сусликова, Т.С.Финашина – ведущие специалисты, конструкторы 1 категории СКО. О каждом из них можно было бы написать отдельную повесть. Многих уже нет с нами. Но есть наша память, человеческая память, сохраняющая всё самое хорошее.


Футбол

С первых дней мы активно включились в общественную жизнь завода. Занимались в спортивных секциях, в художественной самодеятельности. Каждому нашлось дело по душе. Я всегда увлекался футболом, поэтому быстро сошелся с заводскими футболистами, и вскоре уже играл в полузащите за  сборную предприятия. В сентябре 1960 года мы вышли в финал  кубка города. Соперник – «Спартак», команда завода им. Калинина. «Спартак» заслуженно считался очень сильной командой, поговаривали даже, что у нас практически нет шансов на успех. 

Матч был назначен на 16:00 в среду, на только что построенном городском стадионе «Спартак». По сути дела, мы открывали этот стадион! Накануне игры, во вторник, Алексей Семёнович Карелин собрал начальников цехов и отделов и сказал, что с обеда всех отпускает, но чтобы по максимуму все были на матче. Все и пришли! Отведенная для наших болельщиков Западная трибуна была полностью заполнена, это почти три тысячи человек! Сегодня матчи футбольной лиги собирают меньше зрителей.

Мы сыграли очень хорошо (а как еще можно было играть при такой-то поддержке!), разгромили соперников со счетом 5:2. Два гола из пяти забил я. Можно без преувеличения сказать, что после того матча меня узнал весь завод. 

Так получилось, что на следующий день я направился на приём к директору. Записывался  за месяц, вопросы нужно было решить житейские,  о вчерашнем матче даже мысли не было. Вхожу. Здороваюсь. Алексей Семёнович приглашает присесть. Спрашивает – это ты вчера играл в центре? – Отвечаю утвердительно. –  Зачем  пришёл? – Отвечаю: надо забрать маму из города Уральска. Она там одна. – Забирай!

По распоряжению директора мне выделили комнату 19 кв.м. в коммунальной квартире. Я был счастлив до небес!

...Говорят, жилье в ту пору было бесплатным. Это не совсем так: ордер на право обладания комнатой стоил 47 копеек.

Таким «застоем» можно было гордиться!

1980-е годы в биографии завода занимают особое место. То было время наивысшего расцвета предприятия.  Но в 1985 г. к власти пришёл Горбачёв. Вскоре в одной из своих длинных речей он назвал начало 1980-х «эпохой застоя». СМИ дружно подхватили этот тезис, и не было в СССР  более горячей темы, чем «борьба с застоем». По всей стране  проводились партийные собрания, клеймившие и бичевавшие «застой».

Состоялось такое собрание и в заводоуправлении. Нашлись уважаемые люди, которые в своих  выступлениях с энтузиазмом проводили мысли Горбачёва. Слушать это было просто невмоготу.  В конце собрания я попросил слова и сказал примерно следующее:

– К нашему заводу слово «застой» никоим образом не относится,  это – не про нас! Вот факты: в 80-е годы мы практически одновременно строили: «Буран» (70% от общего объёма работ выполнено в  Смоленске, на Покровской горе),  М-55 «Геофизика»  (высотный самолет с уникальными характеристиками), опытные образцы самолетов СМ-92 и Як-112. Кроме того, ежемесячно выпускали 2,5 комплекта крыльев Як-42, по два комплекта крыльев Як-40, по шесть самолётов Як-18Т,  по пять «Пчёл»,  по 40 – 50 специзделий различных типов, пять комплектов  настилочно-раскройных комплексов, да ещё товаров народного потребления из расчёта почти два рубля  на рубль заработной платы (один из самых высоких показателей  в МАП!).  Номенклатура составляла 98 тысяч наименований деталей. В одном только корпусе 36 делалось 14 тысяч наименований! Случаев невыполнения плана не было ни одного. Какой же  это застой?  

Тогда  наши заводские «перестройщики» сбавили пыл.

Но, говоря словами того же Горбачёва, «процесс пошел» уже по всей стране. Скоро все достижения советского периода были осмеяны. Под плевки и насмешки политиков, юмористов и журналистов сотни предприятий были разворованы, распроданы и уничтожены новоявленными «хозяевами жизни».  Каких трудов стоило удержать от полного краха  наш завод – об этом нужно рассказывать отдельно.

Новые надежды

Сейчас я работаю в ОКБ им. А.С.Яковлева, но всегда ощущаю себя в коллективе завода.  Два года назад вместе со всеми я пережил шок, когда безукоризненная репутация, десятилетиями героического труда заработанное имя, – всё оказалось под сомнением, под подозрением, всё было осквернено...

Для выведения завода из этого унизительного, постыдного положения было призвано новое руководство. Невероятно, но всего за два года Генеральный директор С.Г.Никольский вопреки экономическому кризису, вопреки вопиющему непрофессионализму,  царящему в высшем управлении (особенно в авиационной отрасли),  сделал практически невозможное для восстановления нормальной работы предприятия, его авторитета. Подписаны  долгосрочные, стабильно оплачиваемые контракты, идет набор специалистов и рабочих, в цехах появилось новейшее оборудование мирового класса. Существенно вырос уровень зарплаты, стабилизировалось финансовое положение. Изменился моральный климат  в коллективе.

Такая динамика развития находит всеобщую поддержку. Честно скажу, что сегодня я не  вижу объективных причин для невыполнения  производственных  заданий.

Напоследок хотелось бы высказать одно очень важное пожелание. В наше время было не принято оставлять директора один на один со множеством проблем предприятия. Я призываю руководителя технической службы, руководителя производства профессионально работать, работать и работать. План – закон, и его надо выполнять.

М.Г.Абрамичев

Назад