В поддержку акции "Свеча памяти"
Ежегодно в память о начале Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. проводится международная акция «Свеча памяти»
По инициативе первичной профсоюзной общественной организации АО «Смоленский авиационный завод», при поддержке администрации АО «СмАЗ» активисты предприятия почтили память заводчан, отдавших жизнь во имя Великой Победы. У «Памятного знака в честь работников авиазавода, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» зажглись свечи как символ общей скорби народов, победивших фашизм, глубокой благодарности и единства в оценке нашего исторического прошлого во имя будущего человечества. Спустя десятилетия память о жертвах войны соединяется со светлой памятью представителей всего военного поколения советских людей, своими подвигами на фронте, героическим трудом и лишениями в тылу, завоевавших великую Победу, которую мы унаследовали как бесценный дар.
* * *
24 июня 1941 года, в «Красной звезде» была опубликована и первая сводка Главного командования Красной Армии за 22 июня 1941 год, в которой говорилось: «С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря и в течение первой половины дня сдерживались ими. Со второй половины дня германские войска встретились с передовыми частями полевых войск Красной Армии. После ожесточенных боев противник был отбит с большими потерями. Только в Гродненском и Кристинопольском направлениях противнику удалось достичь незначительных тактических успехов и занять местечки Кальвария, Стоянув и Цехановец, первые два в 15 км и последнее в 10 км от границы.
Авиация противника атаковала ряд наших аэродромов и населенных пунктов, но всюду встретила решительный отпор наших истребителей и зенитной артиллерии, наносивших большие потери противнику. Нами сбито 65 самолетов противника».
«Красная звезда», № 146 (901), 24 июня 1941 г.
Неоценим вклад работников Смоленского ремонтно-авиационного завода № 3 в достижение общей Победы. В течение двух недель, перед самым подходом к городу войск рейха, все оборудование до последнего винтика было демонтировано и вывезено в глубь страны. И уже в начале июля в Куйбышеве началась сборка боевых самолетов. Так что знаменитые штурмовики Ил-2 или, как их называли, «летающие танки», «черная смерть», поставляли фронту в том числе и смоляне.
От бывших цехов остались одни руины, все надо было отстраивать заново. В первую очередь приспособили помещение для ремонта прибывавших с фронтов, сильно пострадавших в боях самолетов. Единственный токарный станок, даже на то время уже устаревшей конструкции, поставили в здании заводоуправления, а кабинет и квартира самого директора располагались в чудом уцелевшей трансформаторной будке.
И вот, представьте себе, в таких условиях, без какой-либо механизации, люди восстанавливали, по тем масштабам, промышленный гигант. Несмотря ни на что, они верили, что все получится. И получилось! Постепенно выросли новые цеха, склады, появились электролинии, водопровод. Но даже без этого всего, практически под открытым небом, здесь сумели за неполный год вернуть в строй 42 самолета!