Еще раз о «Турбо Финисте»

Еще раз о «Турбо Финисте»
 Выпускаемый нашим заводом многоцелевой самолет СМ-92Т «Турбо-Финист» предназначен для перевозки пассажиров и грузов, десантирования парашютистов, воздушного патрулирования, аэрофотосъемки, буксировки планеров. Может применяться в вариантах санитарном, сельскохозяйственном или учебно-тренировочном. 
Первичная профсоюзная общественная организация АО "Смоленский авиационный завод"
214000, Россия, Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74
+7 (4812) 27-05-57
28.05.2019

 Выпускаемый нашим заводом многоцелевой самолет СМ-92Т «Турбо-Финист» предназначен для перевозки пассажиров и грузов, десантирования парашютистов, воздушного патрулирования, аэрофотосъемки, буксировки планеров. Может применяться в вариантах санитарном, сельскохозяйственном или учебно-тренировочном. В мире не так много турбовинтовых самолетов, сходных по массогабаритным и летно-техническим характеристикам с «Турбо-Финистом».

Эти легкомоторные крылатые машины иногда называют «летающими джипами», ведь они могут эксплуатироваться не только с бетона, но и с грунтовых аэродромов, а также на акваториях с использованием амфибийного шасси. Его максимальный взлетный вес – 3500 кг, крейсерская скорость – 280 км/ч, дальность полета – более 1000  км. Он прекрасно зарекомендовал себя при длительном патрулировании на небольших скоростях, не случайно для решения своих задач именно эти машины в свое время были выбраны пограничниками.

При тренировках парашютистов СМ-92Т берет на борт до десяти спортсменов. С их слов, «Турбо Финист» – практически идеальный самолет для парашютного спорта. Но одно из важнейших достоинств самолета – его феноменальная скороподъемность: пока «старичок» Ан-2 наберет нужную высоту, «Финист» успевает сделать два вылета.

Вообще, в России выбор самолетов для парашютного спорта совсем не велик. Отечественные парашютисты тренируются на чешском Л-410 и уже упомянутых Ан-2. Вертолеты применяются редко из-за высокой стоимости летного часа. Если для парашютных прыжков на базу приезжает одновременно около сотни человек, то эффективнее использовать двухмоторный Л-410. Но если людей немного, то «Турбо-Финисту» равных нет.

Имеющийся сертификат типа позволяет использовать СМ-92Т для коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиаработ. Михаил Молчанюк, ведущий летчик испытатель ОКБ «Техноавиа», в одном из своих интервью отмечал, что СМ-92Т незаменим для туристов, охотников, геологов, экстремальных путешественников и других подобных групп пассажиров. Но, что особенно важно, «Турбо Финист» может взять на себя бóльшую часть тех задач, которые сейчас решаются самолетами Ан-2. Да, по коммерческой загрузке СМ-92Т уступает заслуженному ветерану, и на регулярных рейсах билеты на него, на первый взгляд, должны стоить дороже. Однако «Ан-2» далеко не всегда летает с полной загрузкой. Несложный подсчет показывает, что при перевозке 6 пассажиров СМ-92Т становится как минимум в полтора раза выгоднее, чем Ан-2, так что и на регулярных рейсах региональной авиации для смоленского самолета вполне может найтись достойное место.

В соответствии с планами корпорации «Тактическое ракетное вооружение» по увеличению объемов выпуска гражданской продукции, на нашем предприятии возобновились работы по авиационной тематике. Ведется строительство самолета СМ-92Т, предназначенного для демонстрации возможностей этой крылатой машины потенциальным заказчикам. Еще два самолета этого типа из числа произведенных ранее поступили на завод для восстановления летной годности и переоборудования в парашютный вариант. Эти две машины предназначены для тренировок и обеспечения соревнований спортсменов-парашютистов.

То, что завод вновь становится авиационным в самом прямом смысле этого слова, не может не радовать всех нас, смоленских авиастроителей. Однако, приступая к своему прямому делу, всем нам нужно чётко осознавать, какие трудности нас ожидают, и какова мера ответственности каждого рабочего, специалиста, руководителя. Понимать, в каких условиях мы возвращаемся в авиацию.

В последние годы все мы были беспомощными свидетелями того, как зарубежные компании забирали под себя российское небо. Парк магистральных гражданских авиалайнеров почти полностью состоит из «иномарок». Региональная авиация, санитарная и сельскохозяйственная повержены в прах. Аэроклубы ДОСААФ влачат жалкое существование, подготовка пилотов почти не ведется. Российские летчики даже на внутренних авиалиниях ведут переговоры на английском языке…

Отечественные разработчики и производители авиатехники поставлены в тяжелейшие условия. Буквально на днях ушел с линий последний советский Ту-134. Учебно-тренировочные «Як-18Т» в лётных училищах вытеснены заграничными «Даймондами». Производство моторов М-14П для «Яков» в России прекращено. «Суперджет», построенный в расчете на широкую международную кооперацию, испытывает огромные трудности. «МС-21», едва заявив о себе, мгновенно попал под американские санкции. Разработка двигателей для гражданских самолетов ведется черепашьими темпами. Большие проблемы с радиоэлектроникой, по ряду позиций собственное производство утрачено полностью. Ушли безвозвратно научные школы и целые направления авиационной науки.

Не будем задаваться вопросом, почему это произошло и кто виноват – ответ очевиден. Кому выгодно? Естественно тем, кто всеми силами пропихивает на российский рынок иностранную авиатехнику. Их позиции сейчас особенно сильны, тем более в свете недавней трагедии с «Суперджетом». К их услугам средства массовой информации во всей их мощи и блеске. Поскольку теперь, в свете наметившихся тенденций к импортозамещению, огульно ругать российское стало опасно, тактика пропагандистов поменялась. Нынче СМИ шумно расхваливают новые российские разработки. Но ровно до тех пор, пока они существуют в виде макетов и компьютерных моделей. Едва становится ясно, что новая машина реально претендует на место под солнцем, как тут же откуда-то с критикой и скептическими ухмылочками возникают неведомые «авиаэксперты». Не умея отличить крыло от стабилизатора они, тем не менее, с умнейшим видом сравнивают отечественные самолеты с «Боингами» и «Эйрбасами», и всегда в пользу последних. Для обсуждения привлекают модных писателей или политических деятелей, иногда даже летчиков из числа тех, кто на обсуждаемых самолетах ни разу не летал. Спрашивается, где представители конструкторских бюро? Авиапромышленности? Где летчики-испытатели? Их нет. Как сейчас говорят – “от слова «совсем»”. Результат такой обработки общественного сознания налицо. Пассажиры отказываются от полетов, авиакомпании отказываются от закупок российских самолетов, предприятия приходят в упадок.

У российских авиастроителей остается только один путь к победе – безупречное качество и абсолютная надежность выпускаемой техники. У нас с вами нет права на ошибки, нет права на некачественную работу. Самолет СМ-92Т обладает прекрасными летными характеристиками, заложенными в него конструктором. Но – надежность, неприхотливость, безотказность, «неубиваемость» – эти качества, столь дорогие любому эксплуатанту, зависят от производства. От нас с вами! И, кроме того, наши СМ-92Т должны быть сделаны на высочайшем уровне. Так, чтобы даже чисто внешнее сравнение шло в пользу России, а не заграницы.

… Несмотря на все сложности, именно сейчас складываются условия для возрождения российской малой авиации. Уже и самые твердолобые государственные деятели начинают осознавать, что без сети аэродромов и сотен небольших самолетов освоение богатств Сибири и Дальнего востока невозможно. Без сельскохозяйственной и санитарной авиации полноценное развитие сельских регионов центральных областей, Севера, Юга и Урала – невозможно! Подготовка необходимого количества пилотов как для гражданской, так и для военной авиации без сотен недорогих и надежных самолетов первоначального обучения – невозможна!

Без сомнения, в противовес планам российских разработчиков уже заготовлены и ждут своего часа планы массовых закупок импортных самолетов. Пока их сдерживают только западные санкции и принятый в стране курс на импортозамещение. Этот момент нужно использовать. Не так много предприятий России готовы немедленно приступить к работе, и в этом смысле наш завод находится в достаточно выгодном положении. С маленьких, но очень нужных стране самолетов СМ-92Т должно начаться возрождение смоленской школы авиастроения. Старшее поколение должно успеть передать свой опыт молодым. Молодежь должна, развивая и обогащая этот опыт, двигаться дальше. В противном случае мы рискуем превратиться в фабрику по сборке пылесосов или в очередной торгово-развлекательный центр. Но кому нужно такое будущее? Во всяком случае – не нам. Мы будем работать по своей специальности. И можно не сомневаться, что поставленные задачи будут выполнены, и наш завод вновь обретет свои крылья.

 

Профком

Назад