По страницам истории

По страницам истории
Первичная профсоюзная общественная организация АО "Смоленский авиационный завод"
214000, Россия, Смоленск, ул. Фрунзе, д. 74
+7 (4812) 27-05-57
21.11.2017

 В начале 70-х годов самолетная тематика на заводе стала преобладающей. С этого времени расширяется и укрепляется многолетнее сотрудничество с ОКБ А.С.Яковлева. Происходит очередное переименование предприятия: с февраля 1974          г. завод стал называться авиационным.

Первым самолетом разработки яковлевской фирмы, полностью построенным в Смоленске, стал легкомоторный 4-местный учебно-тренировочный Як-18Т. Первый полет его состоялся 25 апреля 1973 г.

3а последующие 15 лет выпущено 542 самолета, они эксплуатировались во всех летных училищах гражданской
авиации СССР.

Важным событием в истории предприятия стало производство пассажирского лайнера Як-42. Оно потребовало освоения большого количества новых материалов, технологических процессов и оборудования. Были построены крупные кузнечный, механообрабатывающий и
сборочные корпуса.

В сжатые сроки проведена коренная реконструкция завода и производства.

Коллектив завода ответственно отнесся к выполнению задания правительства. Досрочно были изготовлены хвостовое оперение, мотогондолы, комплект стреловидных крыльев для опытного завода ММЗ «Скорость». И сам первый Як-42, серийный, был поднят в смоленское небо на два месяца раньше установленного срока. Произошло это в канун 50-летия завода, 27 октября 1976 г. В связи с этим получено множество поздравлений, завод был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. С большой трудовой победой коллектив завода поздравил телеграммой генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев.

В связи с большим спросом на новый самолет и ограниченные в то время производственные возможности нашего предприятия Министерство авиационной промышленности приняло решение подключить к производству Як-42 еще один завод - Саратовский. Смоленскому авиационному заводу было поручено поставлять в Саратов крылья. А Саратов поставлял Смоленску носовую и хвостовую части (без монтажей), а также крупногабаритные листовые панели фюзеляжа.

По 1981 г. на заводе построено 15 самолетов. Были почти готовы еще два к тому времени, когда Министерство гражданской авиации приняло решение приостановить с июня 1982 г. эксплуатацию Як-42, в связи с чем производство их на обоих предприятиях было заморожено.

Спустя два с половиной года изготовление Як-42 на Саратовском авиазаводе возобновилось. А в Смоленске производство этих самолетов в 1983 г. было свернуто в связи с выполнением новых срочных заданий правительства и министерства отрасли. Однако поставка крыльев в Саратов продолжалась еще много лет.

Завод считался ведущим в отрасли по производству самолетных крыльев, а потому естественным было полученное еще в 1977 г. особой важности задание – изготовить вертикальное оперение и крыло со всеми монтажами и «начинкой» для орбитального корабля многоразового использования «Буран». Через два года поручили изготовить и агрегаты фюзеляжа, детали, узлы и элементы отдельных систем.

«Буран», спроектированный в НПО «Молния» под руководством Генерального конструктора Г.Е.Лозино-Лозинского, совмещал в себе свойства космического корабля и самолета. Он предназначался для выведения на орбиту и возвращения на Землю нескольких десятков тонн полезных грузов. Отличительная особенность корабля - посадка по-самолетному на аэродром.

Участие в космической программе стыло высшим техническим достижением Смоленского авиазавода.

Выполнению задания способствовали высокий технологический уровень и культура производства на предприятии. После начала работ по программе «Буран» потребовалось освоить материалы, технологические процессы, не применявшиеся ранее на заводе.

Коллектив авиастроителей справился со сложной и весьма ответственной задачей. Детали, узлы агрегаты «Бурана» были в запланированном количестве поставлены заказчику в установленные сроки.

Практически одновременно изготавливались комплекты для нескольких космических самолетов. Всего изготовлено 9 комплектов крыльев (из них 5 опытных и 4 серийных), 10 килей (6 опытных, 4 серийных), 9 комплектов элементов фюзеляжа (панели, лонжероны, другие узлы и детали), а также крупногабаритные отсеки фюзеляжа с монтажами систем в них для экспериментальных кораблей.

Окончательная сборка и монтаж систем орбитального корабля производились с участием рабочих Смоленского авиазавода в Тушино, куда агрегаты транспортировались по мере их готовности.

Специалисты из Смоленска осуществляли и некоторые монтажные работы непосредственно на Байконуре, откуда «Буран» стартовал в космос 15 ноября 1988г.

Примечательно, что ракета, с помощью которой корабль был выведен на орбиту, изготовлена на Куйбышевском заводе «Прогресс», выросшем из того самого объединенного предприятия, где трудились во время войны работники эвакуированного из Смоленска завода №35. Некоторые бывшие смоляне, оставшиеся работать в городе на Волге и после Победы, принимали участие в создании «Энергии».

 По архивным данным АО «СмАЗ»

Назад