В думах о молодежи
Несмотря на режим экономии, в 2016 г. почти втрое увеличены расходы федерального бюджета на патриотическое воспитание. Произошло это ещё до того, как президент Путин положил конец идеологическим метаниям: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Проблема в том, что львиная доля денег тратится на бесконечные слеты, конференции, конкурсы и парады, в которых участвуют менее 1% российской молодежи. А поисковым отрядам, уцелевшим боевым ветеранам и семьям погибших за Родину достаются крохи со стола. Под Новый год Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) попросило депутатов Госдумы существенно увеличить расходы на её патриотические проекты. Думский комитет по спорту и делам молодежи рекомендовал выделить просителям дополнительные 1,2 млрд руб. Но в проекте бюджета на 2016 г. для Росмолодёжи предусмотрено всего 879 млн руб. Из них 680 млн пойдет на проведение федеральных мо- лодёжных образовательных форумов «Территория смыслов», «Балтийский Артек», «Таврида» и «Итуруп». Крупнейшее из этих мероприятий «Территория смысла» (бывший «Селигер»), предназначенное для «приумножения человеческого капитала», стоит 350 млн руб. Для сравнения: СМИ оценивали суммарное финансирование почившего в бозе движения «Наши» от различных государственных организаций, включая госконтракгы и президентские гранты, в 460 млн руб. за 2007–2010 гг. В целом в 2015 г. в разных регионах страны организовано 11 крупных молодёжных форумов: например, «Экспедиция Арктика» прошла от Арктики неподалёку – на том же Селигере. Одновременно Росмолодёжь обросла сетью ФГУПов: Роспатриотцентр, Российский центр содействия молодёжному предпринимательству, Международный молодёжный центр. В нынешнем году планируется возродить пионерию под названием «Российское движение щкольников» Чем все они занимаются? Открываем сайт Роспатриотцентра: всего за одну неделю под его эгидой прошла куча мероприятий. Например, российско-японский молодёжный форум, миссия которого заключается «в создании международ- ной коммуникационной площадки для дружественного профессионального и гуманитарного взаимодействия молодых людей России и Японии». Ребята обсуждали волонтёрство и молодёжное сотрудничество сначала в Москве, потом в Екатеринбурге. А какая может быть любовь к Родине без Всероссийского молодёжного фестиваля патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»? В фестива- ле могут принять участие россияне в возрасте от 18 до 30 лет – как сольные исполнители, так и ансамбли не более 5 человек. Финалисты из регионов приедут в Москву: засветятся на телеэкранах, получат неплохой старт в карьере. Но почему за это платит государство, а не продюсеры Дробыш с Пригожиным, например? На ниве патриотизма где песня, там и стихи: на той же неделе Роспатриотцентр поучаствовал в проведении Литературного патриотического фестиваля «Русские рифмы». В нынешнем году он состоит сразу из двух конкурсов: «рифмы» для поэтов и для про- заиков. А худрук конкурса Владислав Маленко в напутственном слове сказал: «Мы – часовые дара молодых мальчиков и девочек!» Мы не знаем, во сколько обошлись бюджету патриотическая поэзия и услуги «часовых», но цена программы Росмолодёжи «Волонтёры Победы» называлась в открытых источниках – 63,5 млн руб. в год. Это при том, что слово «волонтёрство» происходит от латинского «voluntaries» – «добровольный». Самый обычный слёт вроде Форума казачьей молодёжи стоит 1,6 млн руб. А одна контора получила 7 млн руб. на «объединение патриотической молодёжи вокруг духовных скреп». В конечном итоге – патриотизм сегодня подорожал. Понятно, что традиции проведения в России всевозможных слётов и конференций грандиозны. Расходы на это огромны, а польза, например, от встречи выпускников российских и афганских вузов, не всегда очевидна. Цели программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» сформулирова- ны чётко. По итогам освоения 2-миллиардного бюджета доля россиян, гордящихся своей страной, должна вырасти на 8%, число организаторов патриотического воспитания – вдвое; воинских частей, шефствующих над образовательными организациями,— втрое; а героико-патриотических и военно-патриотических музеев в образовательных организациях и на предприятиях – в 1,5 раза. Станет ли молодёжь вследствие этого опорой нынешней власти – большой вопрос. Ведь в 1991 г. с комсоргами, музеями на предприятиях и шефством воинских частей всё было лучше, чем сейчас. Создаётся впечатление, что ставка на патриотизм сделана в момент, когда надежды на рост экономики и благосостояния граждан окончательно развеялись. А депутаты Госдумы первыми уловили, как повернулся государственный штурвал. Ведь дельную экономическую идею от них утомишься ждать, а патриотизм – это привычная популистская среда. В 2015 г. эсер Олег Пахолков предложил прививать детям чувство патриотизма с помощью экскурсий в города-герои, ввести в программу дополнительный предмет. Единоросс Алексей Журавлёв предложил маркировать товары фирм, в прошлом сотрудничавших с фашистскими режимами Германии и Италии, чтобы сохранить историческую память. Кто-то предлагал запретить карате – японская ведь штука, оскорбляет память погибших в войне.